- САКРАЛЬНОЕ
- чувство религиозного.Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного» (от лат. numen, подразумевающего божественное величие). Для определения чувства сакрального Отто использует метод негативной теологии, восходящий к Богу, исключая прежде всего то, что, не являясь сакральным, его напоминает. «Посмотрим, что же в насыщенной религиозной эмоции, не всегда совпадающей с верой в спасение, доверием или любовью, будет самым интимным и самым глубоким, что, если абстрагироваться от этих растущих чувств, в некоторые моменты наполняет нашу душу, трогает ее, создавая впечатление потрясающей силы. Затем попытаемся подойти к нему через симпатию, присоединившись к чувствам тех окружающих нас людей, что испытывают ее и живут ею. Затем попробуем поискать в сфере благочестия и сопровождающих его сильных эмоций, в торжественной тональности обрядов и культов, во всем том, что живет и дышит вокруг религиозных памятников, зданий, храмов и церквей. Все это можно выразить одним-единственным выражением: это чувство misterium tremendum — тайны, приводящей в трепет. Вызванное ею чувство может распространяться в душе, как тихая волна, и тогда это безмятежный покой отрешенности. Оно может также внезапно возникнуть в душе, приняв форму шока или конвульсий. Может вызвать странное возбуждение, вплоть до опьянения, исступления, экстаза. У него бывают дикие и демонические формы. Оно может деградировать и смешаться с дрожью и ужасом человека перед привидениями. У него бывают низшие ступени, животные и варварские проявления, и в то же время оно обладает способностью к развитию, когда оно утончается, очищается, становится возвышенным. Оно может превратиться в тихое и смиренное дрожание твари, чувствующей себя недостойной... в присутствии того, что, погруженное в несказанную тайну, превосходит всякую тварь». Итак, сакральное включает в себя элемент «страха» перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чем-то напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального. Любое религиозное чувство (греха, искупления и т.д.) разрастается вокруг этого центра. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено (см. Дюркгейм, «Элементарные формы религиозной жизни», 1912). См. Религия.
Философский словарь. — М.: Международные отношения. Дидье Жюлиа. 2000.